Каковы основные положения социологической теории Э. Дюркгейма?
Каковы основные положения социологической теории Э. Дюркгейма?
Основой методологии Э. Дюркгейма является так называемый «социологизм», утверждающий принцип специфичности и автономности социальной реальности. Главная идея заключается в том, что общество существует как целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивида, целое из части. Опираясь на этот принцип, Э. Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с Богом. Оно представляет собой более богатую реальность, чем индивид, оно доминирует над ним, являясь источником всех высших ценностей. В конкретной исследовательской практике «социологизм» означал для Э. Дюркгейма необходимость изучения «социального через социальное», т.е. объяснение всех социальных явлений социальной средой, в которой они существуют.
Центральной проблемой творчества Э. Дюркгейма является социальная солидарность. Решение этой проблемы должно было дать ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Отталкиваясь от типичной для социологии Х1Х в. идеи конструирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Э. Дюркгейм строит типологию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность характерна для доиндустриальных обществ. Солидарность в таких обществах определяется сходством, подобием составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых этими индивидами общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью обусловливает его сознание и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида. Органическая солидарность, по Э. Дюркгейму, характерна для современных обществ и основа-«на на разделении труда. Разделение труда обусловливает различия индивидов, развивающих в соответствии со своей профессиональной ролью индивидуальные, личностные способности и таланты. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности в условиях свободы и автономии членов общества. Э. Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Решающую роль в деле социальной интеграции Э. Дюркгейм отводил идеалам и верова-ниям (коллективным представлениям).
Пытаясь модернизировать традиционные религиозные представления, Э. Дюркгейм развил концепцию религии без бога. Он утверждал, что идея сверхъестественного, идея бога не является необходимым атрибутом религии. Религия — это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — реальному объекту всех религиозных культов. Являясь порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы.
Э. Дюркгейм является признанным классиком западной социологии. Он разработал конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и внес большой вклад в исследование отдельных сфер и явлений соци- альной жизни: морали, права отклоняющегося поведения, семьи, воспи- тания, религии и т.д. Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, Э. Дюркгейм отстаивал взгляд на социологию как на строгую, объективную науку, свободную от всякого рода умозрительных спекуляций и классовой идеологии. Э. Дюркгейм дистанцируется в этой связи от общей концепции марксизма, популярной на рубеже XIX — XX веков.