Categories
ЕНТ FREE

Синтаксис

СИНТАКСИС — это раздел грамматики, который изучает строй связной речи.
Основные единицы, которые изучает синтаксис: словосочетание, предложение.

37. Словосочетания, их виды

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это соединение двух или более знаменательных слов,
которые связаны по смыслу и грамматически, служащее для выражения единого,
но расчлененного понятия или представления.

В словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему модно
задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами
в словосочетании:

  • согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется
    а своей форме главному слову): красивая шляпка, об интересном рассказе;
  • управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется
    в определенной форме а зависимости от лексико-грамматического значения
    главного слова): ненависть к врагу, читать книгу;
  • примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически,
    порядком слов и интонацией, без применения служебных слое или морфологического
    изменения): петь красиво, лежать дрожа.

Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим
свойствам главного слова. По этой классификации словосочетания делятся
на:

  1. глагольные (говорить громко, читать книгу),
  2. именные (деревья в лесу, недовольный работой),
  3. наречные (по-прежнему важно, незадолго до концерта).

38. ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это основная единица
синтаксиса, которая представляет собой грамматически оформленное и интонационно
законченное соединение слов.

39. Виды предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают
    законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением
    голоса в конце предложения); Дети учатся в школе;
  • вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему;
    интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на
    письме — вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными
    словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве)
    и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?
  • побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать
    других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией,
    также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями
    и т.д.): Дети, учитесь в школе.

По эмоциональной окраске выделяют предложения:

  • восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств
    говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными
    частицами, междометиями, на письме — восклицательным знаком): Дети,
    учитесь в школе!
  • не восклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения
    собственных эмоций): Дети должны учиться в школе.

 

40. Порядок слов в предложении, интонация, логическое
ударение. Средства оформления предложения.

Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное
членение предложения, интонация и логическое ударение.

В русском языке нет строгих правил того, как члены предложения должны
выстраиваться; порядок слов в предложении свободный. Порядок слов имеет
синтаксическое, смысловое и стилистическое значение.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости
от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.
Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). — Дочь (подлежащее)
любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. — Человек
приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама
(подлежащее) — наша учительница (сказуемое). — Наша учительница (подлежащее)
— моя мама (сказуемое) и т.д.

Стилистическое значение выражается в том, что если член предложения
оказался в необычном месте, то он приобретает особую стилистическую окрашенность.
Сравните: Ты пойдешь со мной. — Со мной повдешь ты.

При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются
прямой и обратный порядок слов.

При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

  • в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое:
    Учительница проверяла наши контрольные работы.
  • приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница
    проверяла наши контрольные работы.
  • согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница
    проверяла наши контрольные работы.
  • несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она
    купила платье в горошек.
  • обстоятельства могут занимать различное положении в предложении:
    Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения
нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок
слов также называется инверсией.

Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр
речи, логическое ударение. Она используется для выражение различных грамматических
категорий или для выражения чувств говорящего. Выделяют различные виды
интонации:

вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную
и т.д.

Логическое ударение — это ударение смысловое, оно может падать на любое
слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно
выделяет в предложении самое главное.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Простое предложение — это предложение с одной грамматической основой.

41. Главные члены предложения: подлежащее!
сказуемое.

Грамматической основой (предикативным ядром) предложения являются славные
члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — главный член предложения, который указывает на то, к чему
относится информация, содержащаяся в сказуемом, и отвечает на вопросы
кто? что?

В роли подлежащего чаще всего выступают существительные (Мальчик ходит
в школу) и местоимения (Никто не знал ответ). Также подлежащим может быть
любая часть речи, употреблённая в значении существительного (Сытый голодного
не разумеет), или числительное (Двадцать два — четное число), или инфинитив
(Курить — здоровью вредить).

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает признак
подлежащею и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? и т.д.

Виды сказуемых:

 

глагольное

именное

простое

глагол в форме к-либо наклонения

— — — — — — — — —

 

Девочка пошла и магазин. Напишите это предложение в тетрадях.

 

составное

вспомогат. глаг. инфинитив (выражает грам. знач. + смысл.энач.
сказуемого)

Она любит гулять по вечерам в парке.

глаг.-связка
именная часть — выражает грам. сущ., прил. и знач. скаэуем., + т.д.

иногда -смысловой,- выражает оттенок основ. смыслов. знач. сказуемого
В тот день отец был весел.

Примечание. В состав сказуемого может входить фразеологический оборот
или сам фразеологический оборот может выступать в роли сказуемого. Например,
Сказав это, он задел ее за живое; Он изъявил согласие принять меня завтра.

Тип связи между подлежащим и сказуемым-сочиненшв (это вид связи, который
объединяет синтаксически равноправные, не зависящие друг от друга единицы
языка).

42. Второстепенные члены предложения
— это , члены предложения, которые зависят от главных членов предложения
или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют
господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),
  • дополнение,
  • обстоятельство.

42.1. Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает
признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Виды определений:

  • согласованное определение (согласуется с определяемым словом в числе,
    падеже, в единственном числе — и в роде; выражается прилагательным,
    местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые
    полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом
    этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
  • несогласованное определение (связано с главным словом по способу
    управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования;
    выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями,
    прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми
    словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось
    ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

42.2. Приложение — это разновидность определения, которое выражено существительным,
согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений — несогласованные приложения. Это:

  • названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик,
    заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы
    «Россия»;
  • прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

— через дефис, если

  1. приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
  2. приложение выражено именем собственным или географическим названием
    и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич,
    Москва-река).

— раздельно, если

  1. приложение выражено именем собственным или географическим названием
    и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич
    Иван, река Москва);
  2. приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять
    по значению к определению-прилагательному (трус заяц — трусливый заяц);
  3. в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает
    родовое понятие, а второе — видовое (цветок роза);
  4. первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин,
    гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат
    студент.

42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает
предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных
падежей.

Виды дополнений:

  • прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога
    при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного
    падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое
    выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на
    его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить
    молока;
  • косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии,
    бочонок с пивом, директор завода.

42.4. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который
поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или
при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются
наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом
и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

  • обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого
    действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
  • обстоятельство места (указывает на место действия или направление
    движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
  • обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени,
    количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят
    три килограмма, пробежать триста метров:
  • обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия):
    смеяться громко, идти быстро;
  • обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия):
    посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
  • обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
  • обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть
    выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
  • обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие
    совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения
делятся на:

  • односоставные (с одним главным членом предложения),
  • двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Односоставные предложения — это предложения, представленные одним грамматическим
составом: или подлежащим, или сказуемым.

43. Типы односоставных предложений:

1. С главным членом — подлежащим:

44. Полные и неполные предложения.

Выделяют предложения полные и неполные. В полных предложениях есть все
члены предложения, для того чтобы полностью понимать их смысл. В неполных
же предложениях некоторые члены опущены, но их можно восстановить из контекста
или ситуации.

45. Распространенные и нераспространенные предложения

В зависимости от того, есть в предложении второстепенные члены или нет,
предложения делятся на:

  • распространенные (второстепенные члены предложения есть): Летнее
    солнце ярко светило;
  • нераспространенные (второстепенных членов предложения нет): Солнце
    светило.

46. Однородные члены предложения, обобщающие
слова

Однородные члены предложения — это члены предложения, которые выполняют
одинаковую синтаксическую функцию, та есть они зависят или относятся к
одному и тому же слову. Однородные члены предложения соединены сочинительной
связью при помощи сочинительных союзов или без них. В роли однородных
могут выступать все члены предложения:

  • подлежащие: Мама и лапа ушли на родительское собрание.
  • сказуемые: Никто ничего не знает и не понимает.
  • определения: Я купила в магазине черные и синие ручки.
  • дополнения: В школе я изучаю математику, физику и геометрию.
  • обстоятельства: Мы гуляли по лесу, у реки и в саду.

Однородные члены предложения могут быть распространенными и нераспространенными,
согласованными и несогласованными.

Не все определения, относящиеся к одному и тому же слову в предложении,
однородные. Определения однородные,если:

  • обозначают отличительные признаки разных предметов: В воздухе летали
    белые, жёлтые, зелёные и синие шары;
  • обозначают разные признаки одного предмета, которые характеризуют
    его с одной стороны: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг
    над рекой;
  • обозначают признаки одного предмета, которые характеризуют era с
    разных сторон, но в условиях контекста они объединяются одним признаком:
    Крупные, дутые бусы обвивали смуглую, худую шею.

Члены предложения неоднородны, если:

  • повторяется одно и то же слово для того, чтобы подчеркнуть длительность
    действия, множество предметов и т.д.: Еду, еду домой. В черном, черно»
    городе…;
  • слова входят в устойчивые выражения: и день и ночь, ни то ни се и
    т.д.;
  • рядом стоят два глагола в одной и той же форме (они представляют
    собой единое сказуемое): пойду посплю часок.

Часто при ряде однородных членов предложения есть обобщающее слово,
т.е. слово, которое является тем же членом предложения, что и однородные
члены предложения, и выступает в роли более общего обозначения понятий,
выраженных однородными членами. (В актовый зал пришли все: учителя, ученики,
родители.)

О знаках препинания при однородных членах смотрите в разделе «Пунктуация».

47. Обособленные члены предложения,
уточнение и пояснение

Обособленные члены предложения — это второстепенные члены предложения,
выделенные по смыслу и интонационно, для того чтобы придать им им в предложении
некоторую самостоятельность; на письме они выделяются запятыми. Обособленные
члены предложения в сравнении с необособленными обладают большим синтаксическим
весом, большей стилистической выразительностью и логической выд елейностью.

Разряды обособленных членов предложения:

  • обособпенныа определения- могут быть согласованными и несогласованными,
    распространенными и одиночными; согласованные обособленные определения
    выра>кактя одиночными прилагательными и причастиями или прилагательными
    с зависимыми словами и причастными оборотами, стоящими после определяемого
    слова, несогласованные — существительными в косвенных падежах! прилагательными
    в сравнительной степени. (Книга, стоящая на верхней полке, очень интересная.
    Потом пришла весна, тихая, яркая. Какая-то женщина, с засученными рукавами,
    с поднятым фартуком, стояла среди двора.)
  • обособленные обстоятельства — выражаются деепричастиями, деепричастными
    оборотами, существительными или наречиями (редко). (Приехав на вокзал,
    он пошел в кассу покупать билет. Несмотря на поздний час, на улице было
    многолюдно. Музыка, по-прежнему, долетала до нас.)
  • обособленные дополнения — выражаются существительными в косвенных
    падежах с предлогами или без них или предложными сочетаниями вместо,
    кроив, помимо, за исключением, исключая, сверх и т.п.

В некоторых случаях обособление обязательно (например, обособление распространенных
определений, выраженных причастным оборотом, стоящим после определяемого
слова), в других — обособление необязательно и зависит от смысловой нагрузки,
которой говорящий вкладывает в предложение.

О знаках препинания при обособленных членах смотрите в разделе «Пунктуация».

Уточнение и пояснение как обособленные члены предложения.

Кроме обособления существует интонационно-смысловое выделение, причём
выделяться могут не только второстепенные, но и главные члены предложения.
Выделяют два типа такого выделения:

  • уточнение (сужение понятия, его ограничение, чаще всего уточняющими
    членами предложения являются обстоятельства места и времени): Я пошёл
    вправо, через кусты.
  • пояснения (обозначение одного и того же понятия разными словами):
    Мы беседовали хорошо, по-дружески.

48. Обращение — это слово и словосочетание,
которое называет предмет или лицо, к которому обращена речь говорящего.
Обращение может стоять в начале, середине или конце предложения, в речи
оно произносится со звательной интонацией, на письме оно выделяется запятыми.
(Например, Мальчики, пора ложиться спать. Я прошу тебя, Соня, сходи в
магазин. До свидания, дедушка.)

Обращение обычно выражено существительным в именительном падеже (имена
собственные, названия лиц по родству, профессии, клички животных) или
субстантивированными словами. (Мама, расскажи мне сказку. Эй, в шляпе!)
Обращения могут обладать большой выразительностью и являться стилистическим
средством.

49. Вводные слова или словосочетания
вносят в предложение оттенки модальности, экспрессивности или эмоциональности.
Они могут относиться как ко всему предложению, так и к отдельным членам
предложения. (Он, несомненно, выполнит своё обещание. Я, по крайней мере,
был кнему уважителен.)

Также в этой функции могут употребляться вводные предложения. (Он, мне
сказали, сегодня придет к вам на обед.)

50. Вставные конструкции — это слова,
словосочетания и предложения, которые дополняют, уточняют или поясняют
основное содержание предложения. (В тот же день я был уже на квартире
Никитина (фамилия зятя)).

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложное предложение — это предложение с двумя или несколькими предикативными
основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое
и интонационное целое.

По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся
на союзные и бессоюзные. Союзные предложения делятся на сложносочинённые
(предложения связаны сочинительными союзами, и сочинительной связью) и
сложноподчинённые (предложения связаны подчинительными союзами или относительными
словами и подчинительной связью). Связь в бессоюзных сложных предложениях
называется бессоюзной, она не связана ни с подчинением, ни с сочинением).
Сравните,

Я пришёл домой, мама уже спала, (бессоюзное сложное предложение)

Я пришвл домой, а мама уже спала, (сложносочиненное предложение)

Когда я пришел домой, мама уже спала, (сложноподчиненное предложение)

51. Сложносочинённое предложение
это сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными
союзами и сочинительной связью. Эта связь придаёт простым предложениям
в составе сложного относительную синтаксическую самостоятельность: [Родители
поехали на юг], а [дети остались с бабушкой].

52. Бессоюзные сложные предложения
это сложные предложения, части которого связаны между собой по смыслу,
интонационно и порядком расположения. Бессоюзные сложные предложения распадаются
на две группы:

  • бессоюзные предложения, которые по значению приближаются к сложносочинённым
    предложениям (сходство из-за наличия между чатями и в тех, и в других
    предложениях сопоставления, пояснения и т.д.): ср., [Я пошел домой],
    а [она — в кино]. — [Я пошел домой], [она — в кино]),
  • бессоюзные предложения, которые по своему значению лриближакпся к
    аюжнолодчиненньшпредложвни-ям (сходство из-за наличия и в тех, и в других
    предложениях объектных, определительных, обстоятельственных отношений
    между частями): ср., [Я понял], (что она мне не рада). — [Я понял]:
    [она мне не рада].

53. Сложноподчинённые предложения
— это сложные предложение, части которого связаны подчинительными союзами
или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых
предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого
(главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос.
Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.

Виды придаточных предложений:

  • определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем
    существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы
    который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов который, чей,
    какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу),
    доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];
  • изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных
    падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо
    разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные
    предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила],
    [чтобы я купил лекарства];
  • времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени
    с действием в главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго?
    с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала
    уроки];
  • места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится
    в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи
    союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда?
    и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность);
  • образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия,
    о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному
    предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как?
    каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама
    ничего не узнала);
  • меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится
    в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи
    союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой
    степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться);
  • причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении,
    присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что,
    из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему?
    отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было
    очень холодно);
  • цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении,
    присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того
    чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?);
  • -условные (указывают на условие, при котором совершается действие,
    описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются
    при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при
    каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть
    ев через неделю);
  • сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении
    путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов
    как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто
    век были знакомы);
  • уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается
    действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются
    к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и
    т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно];
  • следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения,
    присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем
    домой);
  • присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении,
    присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где,
    когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).

Иногда в составе сложноподчинённого предложения бывает несколько придаточных,
которые могут находиться как в сочинительной связи, то есть относиться
к одному и тому члену в главном предложении-быть однородными (Он рассказал
мне, какой отдохнул летом и что планирует делать зимой.), так и в подчинительной
связи, то есть одно придаточное является для другого придаточного предложения
главным — находится в последовательной подчиненности (Я увидел, что кто-то
вышел из дома, в котором. как говорили, уже десять лет не горел свет).

Сложные предложения с рваными видами связи называются сложными синтаксическими
целыми, или периодом.

54. Синтаксические синонимы — это
параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие
по значению. Синтаксические синонимы различаются по смыслу или стилистически.
Параллельными синтаксическими конструкциями являются:

  • сложноподчиненное предложение с придаточным определительным и простое
    предложение, осложненное распространенным определение, выраженным причастным
    оборотом (ср., Девочка, которая сидит за соседнее партой, — моя подруга.
    — Девочка, сидящая за соседней партой, — моя подруга.);
  • сложноподчиненное предложение с придаточным цели, времени, уступки
    или условия и простое предложение, осложненное распространенным обстоятельством,
    выраженным причастным оборотом (ср., Когда он обедал, он читал. — Обедая,
    он читал.);
  • сложноподчиненные предложения и сложносочиненные предложения (ср..
    Когда я пришел домой, мама уже спала. — Я пришел домой, а мама уже спала.);
  • бессоюзные сложные предложения и союзные сложные предложения (ср.,
    Я понял: она не прочитала моё письмо. — я понял, что она не прочитала
    мое письмо.).

55. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная
речь.

Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой
и косвенной речью.

Прямая речь — это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая
словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические,
синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна,
она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например,
Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором».

Косвенная речь — это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится
только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических
и стилистических особенностей; высказывание изменяется в зависимости от
контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой
сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова
автора, а в придаточном — само высказывание. Например, Он сказал, что
завтра мы выезжаем рано утором.

Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные
слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена,
подойди сюда!» — крикнул он. — Он крикнут Алене, чтобы она подошла
к нему.)