Внешнее строение листа, функции, видоизменения.
Внешнее строение листа, функции, видоизменения.
Образовательная: создание условий для осознания и осмысления признаков бокового органа растения – листа, его внешнего строения, функциях, видоизменениях.
Развивающая: продолжить формирование умений: выделять главное, конкретизировать, анализировать синтезировать, обобщать, делать выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: создание условий для появления интереса к биологии; формирования трудолюбия, целеустремлённости, коммуникативных и рефлексивных качеств личности; культуры поведения.
 Оборудование:  
• Учебник: Н. И. Сонин Биологияю Живой организм. 6 класс. 
• Энциклопедии: Я познаю мир (Экология); Словарь юного натуралиста. 
• Книга для чтения по ботанике. 
• И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Биология растений, грибов, лишайников. 
• Таблицы: «Простые листья», «Сложные листья», «Листорасположение». 
• Гербарии листьев. 
• Схемы жилкования листьев. 
• Мультимедийные средства: CD – ROM диск Биология. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. 
• Комнатные растения 
Методы: 
• Проблемный 
• Частично – поисковый 
Структура, содержание урока:
 1) Знакомятся с заданиями, обсуждают, анализируют, синтезируют, делают выводы. 
• Задание на тренажёре. Обозначают части вегетативной и генеративной почек. Называют черты сходства и различия. 
• Найти неточности в загадке. 
На ветках – плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки. (Дают определение понятия «Почка», называют неточности) 
• На схеме «Клеточное строение листа» обозначить ткани; назвать их функции. Обосновать связь строения тканей с их функцией.
2) Записываю тему урока в тетради
 Работают в группах, выдвигают свои гипотезы, создают банк идей (возможные варианты): 
• Пальмы растут в тёплом климате 
• В тропическом лесу почва плодородная. 
• Листья пальм получают больше света 
 Формулируют цели урока (возможные варианты): 
• Зачем мне надо знать строение листьев? 
• Какие бывают листья? 
• Какую функцию выполняют листья? 
• Бывают ли видоизменённые листья? 
• Как связано строение листьев с их функцией? 
 Учащиеся предлагают для работы источники информации : 
• Текст и рисунки учебника 
• Дополнительная литература 
• Мультимедийное приложение 
• Гербарии 
• Таблицы 
• Комнатные растения 
3) Работают в группах, определяют простые и сложные листья :
 Вариант 1 
• Изучите гербарии листьев смородины черной, клевера лугового, липы сибирской, берёзы бородавчатой, клёна ясеневидного, акации жёлтой. 
• Распределите гербарии на две группы. По какому признаку вы это сделали? 
 Вариант 2 
• Изучите гербарии листьев малины, сирени обыкновенной, ивы плакучей, рябинолистника, люпина, боярышника алтайского. 
• Распределите гербарии на две группы. По какому признаку вы это сделали? 
 Вариант 3 
Изучите гербарии листьев смородины красной, чины луговой, яблони домашней, бузины красной, клёна татарского, пшеницы. 
Распределите гербарии на две группы. По 
какому признаку вы это сделали? 
 Объясняют, обосновывают, выставляют баллы в «Лист контроля». 
Работают в группах. 
Используя схемы «Жилкование листьев», учащиеся определяют жилкование листьев у предложенных комнатных растений: кливия, эвхарис, пеларгония. 
Называют виды жилкования, обосновывают свой выбор. Оценивают работу группы. 
 4) Работают в группах, определяют листорасположение у растений: 
Вариант 1 
Соотнести рисунки побегов растений и виды листорасположения (тренажёр) 
Вариант 2 
Соотнести рисунки побегов растений и виды листорасположения ( таблицы) 
Вариант 3 
Изучить побеги комнатных растений (пеларгония, традесканция, гибискус китайский, бегония лотосовидная) и определить виды листорасположения. 
Анализируют, объясняют, делают выводы, выставляют баллы в «Лист контроля» 
 5) Анализируют работу в группах:. 
1. Что я узнал нового? 
2. Какими способами мы пользовались при изучении нового материала. 
3. Где могут пригодиться полученные знания? 
4. Насколько успешно я справился с заданиями 
5. Какие были трудности в работе